Проблему употребления алкоголя среди студентов исследовали в Алматы

АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ – Национальная Ассоциация «Денсаулык» представила результаты исследования по употреблению алкоголя среди студентов Алматы, передает корреспондент МИА «Казинформ».
None

«Исследование проведено методом социологического опроса. Опросник состоял из двух частей. Первая часть содержала вопросы о возрасте респондентов, об их отношении к факторам риска, информированности о подходах к снижению вреда, удовлетворенности общим уровнем информации о вредных продуктах. Вторая часть содержала специальные вопросы об отношении респондентов к употреблению алкоголя и о том, какие меры по борьбе с употреблением алкоголя респонденты считают наиболее эффективными», - сказал эксперт Национальной ассоциации «Денсаулык» Данила Бектурганов.

В ходе исследования опрошены студенты 16 вузов Алматы. Участвовали 947 респондентов, 597 мужчин и 350 женщин в возрасте 18-21 года и старше. Среди негативных факторов, влияющих на здоровье, названы курение (59 %), употребление алкоголя (52 %), малоподвижный образ жизни (30 %), несбалансированное питание (33 %) и избыточная масса тела (34 %).

63 % опрошенных указали, что впервые попробовали алкоголь в возрасте до 18 лет, 31 % в возрасте от 18 до 21 года, и только 6 % в возрасте старше 21 года. При этом необходимо отметить, что в соответствии с законодательством РК, продажа алкоголя разрешена лицам старше 21 года. 41 % опрошенных в качестве наиболее часто употребляемых напитков указали слабоалкогольные напитки, 31 % напитки средней крепости, и 28 % – крепкий алкоголь.

Треть опрошенных (33 %) утверждают, что регулярное повышение цен на алкогольную продукцию никак не влияет на употребление алкоголя. Остальные респонденты признали, что рост цен влияет на потребление. 27 % опрошенных начали покупать алкоголь реже, 16 % покупают более дешевые бренды, 15 % покупают меньший объем, и 9 % покупают менее крепкие напитки.

Около 28 % опрошенных считают, что невозможно снизить вредное воздействие алкоголя на здоровье. 25 % отмечают, что снизить вред можно, если перейти на менее крепкие алкогольные напитки. В общей сложности 47 % считают, что снижение вреда возможно при уменьшении частоты употребления и снижении дозы.

Мнение респондентов о том, какой подход к снижению вреда является наиболее приемлемым, распределились следующим образом: 34 % – частичный запрет на продажу, 29 % – повышение цен, 24 % – снижение количества вредных компонентов в потенциально вредных продуктах и 13 % – затруднились ответить на этот вопрос.

При этом на вопрос должен ли менее вредный продукт стоить дороже, дешевле или одинаково с более вредным, респонденты ответили: 28 % – должна быть дороже, 29 % – должна быть дешевле, 28 % – должна быть одинаковой, и 15 % – затруднились ответить на этот вопрос.

60 % опрошенных считают, что информация о меньшем вреде должна размещаться на упаковке продукта, 32 % против такого информирования, и 8 % опрошенных не имеют мнения на этот счет.

На вопрос, в чем респонденты видят причины распространения пьянства среди студентов, большинство указало на влияние друзей и компании, в которой общаются студенты.

«42 % опрошенных считают одной из главных причин распространения пьянства легкую доступность алкоголя. Эти данные примерно совпадают с данными исследования 2018 года, когда на доступность алкоголя указали 43 % опрошенных. 27 % опрошенных указывают на недостаток знаний о вреде алкоголя, что также близко к значению 2018 года, когда эту причину указали 21 % респондентов. Вызывает тревогу то, что около 25 % указали причиной также стресс, конфликты и безысходность. Этот показатель немного увеличился по сравнению с данными 2018 года, тогда эта цифра составила 22 %», - отметил врач и заместитель председателя Национальной ассоциации Гинтаутас-Юозас Кентра.

52 % опрошенных считают действенной мерой по борьбе с пьянством ужесточение условий продажи и повышение цены алкогольных напитков (45 % в 2018); 42 % считают также эффективными штрафы (36 % в 2018). 27 % опрошенных считают, что нужно в целом больше внимания уделять пропаганде здорового образа жизни (22 % в 2018), и 26 % считают, что необходимо увеличивать количество дешевых или бесплатных спортивных секций (23 % в 2018). 22 % считают, что эффективными мерами были бы регулярные обсуждения темы в СМИ и социальных сетях (15 % в 2018).


Сейчас читают